<-- header__menu -->

Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

Слово о Кресте.

Дата публикации  Количество просмотров
 О треблаженное древо,
на немже распяся Христос
Царь и Господь!

В этих кратких словах церковной песни - и похвала святому кресту и объяснение того чудесного факта, что крест, орудие позорнейшей казни, стал нашим украшением, стал честен, треблажен, что вместо того, чтобы навлечь на Распятого проклятие, ибо сказано в Священном Писании: "Проклят всяк, висяй на древе," крест сам освятился и стал орудием и символом благословения.

В Риме распинали только рабов; раб же там за человека не считался: провинившегося раба, без всякого суда или обращения к властям, хозяин его просто бросал в бассейн на съедение моренам.

В Римских провинциях подвергали казни распятием только бунтовщиков и разбойников. И вдруг в том же Риме, на арене Колизея, на той самой арене, песок которой пропитан кровью христианских мучеников, воздвигается крест с надписью: "Ave сruх, unica spes nostra" (Хвала Кресту, единственной надежде нашей!).

Что же случилось, чтобы могла произойти такая чудесная метаморфоза?!

Крест освятился распятием и смертью на нем Иисуса Христа Сына Божия. И то, что было дотоле ужасом, позором и мукой, стало достолюбезным, почитаемым, похваляемым, вожделенным, благоговейно целуемым.

Вслушайтесь в стихиры и тропари, которыми церковь ублажает честный крест! Чувствуется, что эти слова могли быть впервые сказаны только в Иерусалиме, только у подлинного древа креста Господня. Это значит, что церковь Христова от седой древности, можно сказать, с первого дня своего бытия, уже любила и почитала крест Господень. Эта любовь передалась и нам. И удивительное дело! Мы даже внешне, в самой манере нашего почитания Креста похожи на первохристиан. Паломница в Палестину конца IV в. - испанская монахиня Сильвия - описывает, как тогда целовали крест Господень: "Проходит народ один за другим; все - наклоняясь и касаясь Креста сначала лбом, потом глазами и, поцеловав Крест, проходят"...

О том, что Крест когда-то станет знаком победы и спасения, мы находим упоминания, как бы предвозвестия, еще в Ветхом Завете. Так Моисей во время битвы иудеев с амаликитянами стоял на вершине холма и когда он поднимал руки свои (крестообразно), то одолевал Израиль, а когда опускал, - то Амалик, так что для окончательной победы Аарон и Ор поддерживали руки его до захождения солнца (Исход, 17:11).

Крест есть знак-знамение нашего спасения. У пророка Иезекииля есть такое место в его книге (гл. 9, ст. 46): показал ему Господь в видении гибель Иерусалима за его отступление от Бога. Послал Господь ангела и сказал: "Пройди посреди города и на челах людей скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак." А другим ангелам сказал: "идите и поражайте без жалости и без пощады старца, юношу, деву и младенца, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак."

Что это за знак? Это - буква "тау," которая писалась - Т, т.е. приблизительно так, как изображают Голгофский крест некоторые ученые археологи. Итак, в этой гибели иерусалимлян были пощажены имевшие на челах своих знак креста. Так и мы с вами в минуту опасности прежде всего касаемся чела нашего, совершая крестное знамение. И оно подлинно есть сила Божия, спасающая человека.

Есть у древнего историка христианской церкви Феодорита Кирского такое сказание об Юлиане Отступнике: "Наконец, Юлиан нашел человека, который обещал ему предсказать, что будет с ним в жизни. Приведши Юлиана в одно идольское капище, тот человек начал вызывать лукавых демонов. Когда же демоны явились в обыкновенном своем виде, ужас невольно сообщился Юлиану и заставил его положить на челе крестное знамение. Увидев это знамение Христовой победы и собственного поражения, демоны мгновенно исчезли. Волшебник узнал о причине их бегства и стал укорять Юлиана. Юлиан признался ему в своем испуге и при этом выразил изумление, как велика сила Креста, если демоны не устояли пред его изображением."

Но знамение Креста и стихиями повелевает! Об этом свидетельствует следующий рассказ из жития святого Саввы Освященного.

"Случилось там одному брату, имевшему пекарское послушание в хлебопекарне, промокнуть под дождем; стояла же зима, и солнца не было. Не имевший где просушить свои одежды, вложил он их в хлебопекарную печь поверх дров и забыл. Вскоре же пришли братия печь хлебы и разожгли огонь, не зная, что пекарь положил в ней сушить свои одежды. Когда же дрова взялись огнем, вспомнил пекарь о одеждах своих и очень печалился о них. Был там и блаженный Савва, который увидев скорбь собрата, ознаменовав себя крестным знамением, вошел в горящую печь. И о чудо! Отрок Савва любви ради к брату (и ограждаемый силой крестного знамения), вышел неврежденно из раскаленной печи, неся в руках своих одежды собрата-пекаря, нигде не поврежденный огнем. Видя сие чудо, братия пришли в благоговейный ужас" (Житие святого Саввы, 5 декабря).

Итак, други-братия, с верою да изображаем на себе крестное знамение, дабы и нам оно было во спасение от опасностей и победой над лукавыми демонами.

Непобедимая и непостижимая и божественная сила честного и животворящего Креста, не остави нас, грешных!

Отец Виктор Ильенко

Лос Анжелес, 1954 г.